21 февраля 2012

  Чтобы создать успешный бизнес, нужно уметь не только рисковать, но и тщательно все просчитывать. Владелец службы «Элит-такси» сумел соединить эти навыки и добился желаемого

Александр Круликовский — владелец одной из первых служб такси в Киеве. Он придумал называть стоимость поездки при заказе машины, а еще устанавливать в машинах Wi-Fi. Ему удается воплотить свои идеи благодаря принципиальному отношению к работе. Сейчас у г-на Круликовского новая глобальная цель — добиться появления в Киеве легального такси.

Родился 18 ноября 1969 года в г. Глыбокая Черновицкой обл. 1989–1992 гг. — инспектор второго ранга на Вадул-Сиретской таможне. В 1997 году окончил КНУ им. Шевченко по специальности «правоведение». С 1994года работал брокером в 317 брокерской конторе Украинской биржи «Десятинная», с 1996 г. стал ее директором. С 1996-го по 1998 г. совмещал две работы. Директор агентства недвижимости «Светлана». В 1998 году создал службу такси «Блиц», преобразованную в 2001 году в «Элит-такси». Женат, двое детей.

 [Освоить рынок]

В 1998 году в Киеве официального такси не существовало, были только «грачи». Почему решили заняться этим бизнесом?
А. Круликовский: Честно говоря, я из тех, кто не видит перед собой никаких препятствий — если возникает возможность добиться успеха, я обязательно ее использую. До такси пять лет торговал недвижимостью: был директором брокерской конторы, затем стал директором агентства недвижимости. Но в 1998 году я ушел из этой сферы, решил открыть свое дело. Пока продавал квартиры, исходил Киев вдоль и поперек. Возможно, когда я решал, каким бизнесом заняться, именно знание города сыграло свою роль, ведь такси — это передвижение по его улицам. К тому же мне хотелось сделать что-то классное.

Классное такси?..
А. Круликовский: Вот именно! По тем временам в Киеве, да и в пределах всей Украины понятие «такси» вообще утратило смысл. До 1985 года все было понятно: садишься в такси, водитель включает таксометр, а по прибытии на место ты платишь набежавшую сумму. После развала Союза таксопарки стали исчезать, водители, оставшись без начальства, сами взялись определять стоимость проезда. Так, на рынке такси начал формироваться принцип самовольного определения стоимости проезда, а тарифная политика моментально была уничтожена. Доставкой пассажиров стали заниматься только «грачи».

И вы решили занять эту нишу?
А. Круликовский:Когда я организовывал службу, многие крутили пальцем у виска. Говорили, мол, у любого бордюра стоит фильтровщик, которому махнул рукой, и поехал. Наивно полагать, что кто-то будет звонить и ждать, пока придет машина. С водителями тоже была проблема. Я ведь сначала пошел к так называемым профессионалам, которые стояли у бордюра. Распечатал на струйном принтере небольшие буклеты, в которых было написано, как хорошо будет всем жить, когда не надо будет мерзнуть в машине, ожидая клиентов. Там же было указано, что в моем такси водители будут ездить только с заказа на заказ. Конечно, большинство тех, кто это читал или слышал, считали мою затею провальной и не понимали, зачем им нужен другой формат работы.

Но все-таки нашлись люди, которые согласились на ваше предложение?
А. Круликовский:Конечно, хотя и не так много, как хотелось бы. Да и без накладок запуск службы такси не обошелся. Дело в том, что я планировал начать работу до 12 мая 1998 года. Хотел приурочить открытие фирмы к первому заседанию в Киеве Европейского банка реконструкции и развития. Это событие тогда вызвало ажиотаж, сравнимый с подготовкой к Евро-2012. Но произошла накладка, мы не успели получить разрешение на включение радиостанции, и возникла проблема с подключением телефона, фактически я опоздал на два дня. Мои первые десять машин выехали на линию 14 мая 1998 года. А на два дня раньше начала работу компания «Автосвiт». У них были одинаковые желтенькие машинки, очень красиво украшенные, они составили нам конкуренцию.

[Использовать новшества]

И как удалось привлечь клиентов?
А. Круликовский:Я стал давать рекламу на Гала-радио. Ди-джеи рассказывали о нас в прямом эфире, устраивали конкурсы, раздавали бонусные поездки. То есть рекламная кампания была довольно-таки массированной, а под нее в городе появились яркие машины «Автосвiта», которые выделились из общей массы безликих авто. Когда нам стали звонить потенциальные клиенты, они сразу спрашивали, не наши ли это такие желтенькие машины ездят по городу. Мы отвечали, что не наши, клиенты извинялись и звонили дальше в поисках красивеньких желтеньких авто. Так получилось, что первые полгода я очень тяжело становился на ноги.

Что помогло выстоять?
А. Круликовский:Промахи конкурентов. Я периодически мониторил работу диспетчерской «Автосвiта». Это было возможно, поскольку обе наши компании работали на радиостанциях гражданского диапазона, в так называемом лоу-бэнде, на них можно было настраиваться с обычной радиостанции. Допустим, мы месяц отработали, мне поступало 10 заказов в сутки, а «Автосвiту» — 100, на второй месяц у меня 20, у конкурентов — 200. Со временем ситуация изменилась. Топ-менеджмент «Автосвiта» допустил грубейшую ошибку, перестав контролировать порядочность водителя: на машинах установили одесские таксометры, которые водители смогли накручивать, самостоятельно устанавливая стоимость проезда. Кстати, я считаю, что тогда было уничтожено понятие определения стоимости проезда по таксометру. По сей день киевский клиент, как только видит это устройство, сразу беспокоится о том, что придется платить слишком много. Я с первого дня определял стоимость проезда в момент оформления заказа.

Так это было ваше ноу-хау?
А. Круликовский:Да. Когда клиент звонил в диспетчерскую, он указывал пункт отправления и прибытия, диспетчер называл стоимость проезда и передавал всю информацию водителю такси. Так никто никого не мог обмануть. Вначале у нас было всего несколько тарифов, Киев я поделил на шесть зон. Проезд по одной зоне стоил одну сумму, из зоны в зону — другую, а через зону — третью. В 1999 году я заказал первую программу, которая могла просчитывать путь машины и определять стоимость поездки. Запустил ее уже в 2000-м. А до того сам рисовал тарифные таблицы. Для этого я решил разделить Киев на микрорайоны, которые потом мы вырисовали на карте. Расстояние от пункта А до пункта Б мы пересчитали с помощью спичечного коробка. Полученную цифру умножали на масштаб и стоимость километра, так определяли тариф и записывали результат в таблицу. После этого таблица размещалась в диспетчерской, по ней сотрудники называли стоимость поездки, просто водя пальцем по бумаге. Когда вначале 1999 г. количество звонков увеличилось до 250 в сутки, пришлось создавать программу.

Сколько человек у вас тогда работало?
А. Круликовский:Какое-то время я работал вообще один в арендованной комнатушке, бывшей дворницкой. Там даже остался мусоропровод. Так что первый наш офис был размером 2х2 квадратных метра, где стояли стол, стул, радиостанция и телефон. Когда появилась возможность, начал расширять бизнес и нанимать персонал.

[Проверять каждого]

Сначала ваша компания называлась «Блиц». Когда и зачем провели ребрендинг?
А. Круликовский:На рынок я действительно выводил такси «Блиц» и работал с этим названием до 2000 года. К идее ребрендинга подтолкнули клиенты. Дело в том, что во время первого кризиса, когда в Киеве начались массовые увольнения, устраиваться ко мне водителями приходили люди очень грамотные, многие с двумя высшими образованиями. К тому же в таксопарке были только иномарки. Клиенты стали называть нас элитным такси. Я провел многоканальный телефон, нам записали очень удачную музыкальную рекламу, которая по сей день у всех на слуху. Так мы в течение года увеличили количество заказов на 300%.

До сих пор идеологию и философию построения бизнеса я не меняю. У меня не так много автомобилей, как могло бы быть, потому что есть определенные требования к транспорту и персоналу.

Проводите тестирование при приеме на работу?
А. Круликовский:Конечно. Каждый проходит аттестацию и собеседование. В процессе разговора определяю уровень интеллекта. Я не хочу никого обидеть, иногда у водителя словарный запас может ограничиваться одними междометиями, но при этом он с легкостью цитирует Ницше. А кто-то может быть с виду интеллигентным, но не в состоянии и двух слов связать.

Водитель должен довезти пассажира, а не читать ему стихи…
А. Круликовский:Сейчас есть два типа клиентов — желающие поговорить устраиваются на переднем сидении, а предпочитающие тишину — на заднем. Даже если водитель везет очень умного человека, он как минимум должен уметь поддержать разговор или понять, когда в полемику лучше не вступать.

Говорят, что вы линейкой меряете машины, которые будут возить клиентов.
А. Круликовский:Да, у меня есть правило — длина заднего сидения должна быть не меньше 1,3 м. Все машины перемерял, усаживал назад троих мужчин примерно моего телосложения, закрывал двери и спрашивал, насколько удобно им ехать. Проверив так несколько десятков машин, я понял, что если расстояние между дверными ручками равно 1,3 м, значит, ехать будет удобно.

На рынке такси ваша служба считается чуть ли не единственной официальной. Как удалось наладить работу?
А. Круликовский: Я изначально установил определенные стандарты. Они касаются не только наличия лицензии у моих водителей. Во-первых, перевозчики, которые с нами сотрудничают, должны быть частными предпринимателями, зарегистрированными в налоговой инспекции, иметь право на осуществление пассажирских перевозок в режиме такси. Во-вторых, автомобиль, который будет «работать», должен быть официально оформлен и на него должна быть оформлена лицензионная карточка.

Сейчас у меня не более 200 машин. Информа­ционно-диспетчерская служба «Элит-такси» — посредник между клиентом и водителем. Она работает как обычный колл-центр: звонок от заказчика поступает в диспетчерскую, сотрудница подбирает автомобиль и направляет его по нужному адресу. Работает система автоматического распределения заказов: в каждой машине есть устройство, на котором установлено специальное программное обеспечение. На нем отображается заказ. С помощью этого приспособления я могу в режиме онлайн следить за передвижениями авто.

Другие службы такси, насколько я понимаю, так не работают…
А. Круликовский:То, что происходит сегодня на рынке такси, — нонсенс. Раньше я коллекционировал визитки разных служб такси, но еще четыре года назад отказался от этого занятия — их стало слишком много, новые появляются чуть ли не каждый день. У их владельцев нет понимания принципов перевозки пассажиров, стандартов обслуживания и класса автомобиля. Поэтому многие прогорают так же быстро, как и открываются, не успев постигнуть и внедрить культуру современного такси. Я вообще не понимаю, как можно назвать службой такси контору, которая делает диспетчерскую у себя в квартире на кухне и не гарантирует клиентам качества обслуживания. Например, вызывая такси в такой службе, клиент не может быть уверен в том, что машина вообще приедет…

[Не останавливаться на достигнутом]

Вы новатор сферы пассажирских перевозок. Какие идеи сегодня широко используются?
А. Круликовский:Самое первое — это придуманный мной принцип определения стоимости проезда в момент заказа. Им сейчас пользуется весь рынок такси. Не менее известная идея — организация сервера обмена, так называемой бочки. Система работает следующим образом: заказ направляется в общую базу, и оттуда его могут забрать другие службы, если в вашей нет машины. Такая доска обмена у меня заработала еще в 2008 году, но в нее входило всего пять компаний. Мы установили правило: тарифная политика должна быть идентичной — одна цена, класс автомобилей, правила обработки заказов. Сегодня многие взяли на вооружение наш принцип работы, однако не придерживаются правил. Из-за этого клиенты часто оказываются без такси, потому что заказывают машину в одной службе, заказ берет другая, а в итоге не приезжает никто.

Как развиваете бизнес?
А. Круликовский:Начал создавать собственный автопарк. В сентябре купил первые 15 машин: все новые «стандарт» и «премиум» классов, одинакового белого цвета. Я работаю по принципу: чем больше вкладываешь, тем больше зарабатываешь. Глупо экономить и рассчитывать на то, что без вложений можно сорвать большой куш. Более того, я строю бизнес не для себя, а для своих детей. Планирую создать фундамент для того, чтобы они могли воплотить свои мечты. Я не хочу, чтобы мои дети начинали, как я, с дворницкой.

Говорят, вы лоббируете законопроект, регулирующий рынок такси. Так ли это?
А. Круликовский:Я работаю над созданием Украинской таксомоторной ассоциации. Ее членом смогут стать только легальная служба такси или легальные перевозчики. Планируем воплощать разработанную нами концепцию развития рынка такси до 2025 года. Почти готовы документы по внесению изменений в действующее законодательство. Самое главное, что мы декларируем, — прозрачность выхода на рынок. Ведь сегодня наше законодательство не регулирует самое опасное средство перевозки пассажиров — такси. Никто не контролирует перевозчиков, поэтому открываются все новые и новые информационно-диспетчерские службы. Их уже порядка 300. Этот рынок требует регулировки, и мы рассчитываем на то, что удастся вместе с властями его упорядочить.

Какие качества помогли добиться успеха?
А. Круликовский:Честно говоря, я не люблю рассуждать о своих положительных качествах. Об этом должны говорить те, кто меня знает.

У вас есть мечта?
А. Круликовский:Откровенно говоря, хочу отдохнуть. Уже лет пять не был в отпуске.

Интернет-журнал - СТАТУС

{jcomments on}